Воскресенье, 23.02.2020, 03:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
СОБЫТИЯ
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Архив записей

Экспериментальная деятельность

Организация экспериментальной деятельности на 1 ступени обучения 

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Поэтому воспитание творческой личности имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. Роль знания, приобретенного в нашей жизни, зависит от того, открыто ли оно самим человеком, или осталось для него чем-то формальным, чуждым, инородным.

В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее подходящим для формирования основ научного мировоззрения. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность учащихся являются основой для развития мышления, расширения кругозора. Необходимо учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, поэтому уже в раннем детстве необходимо пробуждать в детях радость открытия.

Большую роль в этом может сыграть эксперимент. С помощью эксперимента «…человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».     

В конце 2011 года в нашу гимназию поступило новое экспериментальное оборудование для обучающихся 1 классов. Оборудование рассчитано на изучение различных параметров в области естествознания (датчик силы, звука, движения, среды растворов, интенсивности освещения, температуры,  влажности воздуха), а так же одновременную обработку данных и их анализ. Мы столкнулись с проблемой поиска способов применения современного оборудования на уроках в 1 классах с целью организации деятельностного подхода по ФГОС НОО (федеральным государственным стандартам второго поколения).

Изучив на практике работу программно - методического комплекса AFS, основанном на цифровых технологиях и современном программном обеспечении на районном семинаре, а также в рамках деятельности рабочей группы  МОУ «Гимназия г. Надыма» по реализации ФГОС НОО нами было выдвинуто предположение о том, что такие цифровые технологии могут позволить использовать эксперимент не только во внеурочной деятельности, но и на уроках.

Экспериментальная  деятельность основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение экспериментальной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе дети приобретают социальный опыт, адаптируются к современным условиям жизни.

Экспериментальная деятельность в группе одноклассников способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Для решения поставленной проблемы мы провели сравнительный анализ этапов эксперимента и структуры урока ведения нового знания построенного в соответствии с новыми стандартами. Проведенный нами анализ, дал возможность определить этапы эксперимента, которые могут реализовать большую часть этапов урока выстроенного в рамках деятельностного подхода. А также выделить основные результаты урока, включающего экспериментальную деятельность с использованием нового оборудования. Учитель первого класса «б» Блинова Елена Александровна активно использует с обучающимися экспериментальное оборудование и представляет свой опыт на уровне гимназии и Надымского района.

Оборудование используется как на уроках (например: тему «Процессы» ребята изучали на основе постановки экспериментов с датчиком температуры), так и внеурочной деятельности. На уроках окружающего мира ребятам предлагается решение учебных задач. Например: одинаковая температура на коже человека разных частей тела? Обучающиеся составляют прогноз, рисуют предполагаемый результат на оси ординат (т.е. строят прогнозируемый график), а затем проверяют результат с помощью датчика температуры с одновременной обработкой данных на УИОД (устройство изучения и обработки данных). После сравнения полученных данных с первоначальным прогнозом  ребята получают ответ на свой вопрос и анализируют свои результаты. Так же наши педагоги используют pH- метр для измерения среды растворов. Это может быть водопроводная вода, талый снег, фруктовые соки,  шампуни, мыльные растворы  и т.п. На уроках физической культуры ребята измеряют силу своих рук, после обработки данных на УИОД у ребят появляется потребность стать сильнее т.к. они имеют  возможность увидеть на экране компьютера результаты всего класса и сравнить свои показатели.

Во внеурочной деятельности ребята изучают скорость движения и ускорение двигающихся предметов (человека, мяча) а так же изучают физику улыбки. После сбора данных движения мимических мышц лица смеющегося человека, обучающиеся изучают и анализируют полученный график. Ребята измеряют влажность воздуха в различных кабинетах, или фиксируют изменение влажности в одном кабинете в течение дня. С помощью прибора измерения интенсивности светового потока, обучающиеся начальной школы  сравнивают степень освещенности различных частей кабинета, интенсивность светового потока на улице днем и вечером.

Любая учебная задача начинается с формулировки проблемы, построения гипотезы (в программе так называемый «прогноз») и заканчивается анализом полученных данных и сравнением их с  выдвигаемой гипотезой.


Организация экспериментальной деятельности на 2 и 3 ступенях обучения

В 2010 году Синенко Мария Владимировна на II Ямальском Образовательном Форуме "Учитель-Инновации - Успех"  представила инновационный проект МОУ "Гимназия г. Надыма"  "Модель системы организации исследовательской деятельности гимназистов "ЛОГОС". По результатам конкурса, который проводился в рамках II Образовательного Форума гимназия получила Грант (200тыс.) на реализацию проекта "ЛОГОС".

В 2011 году в соответствии со сметой проекта в гимназию поступил цифровой микроскопом и электронные лабораторные весы. Учителя и ребята с энтузиазмом освоили это оборудование и теперь планируют свои новые эксперименты, которые благодаря новому оборудованию станут увлекательнее, а так же будут иметь более точные результаты (подобные научным экспериментам). В рамках внедрения  ФГОС второго поколения мы так же получили портативное цифровое устройство УИОД (устройство изучения и обработки данных), этот гаджет в комплекте с датчиками среды растворов, освещенности, силы, звука, давления, концентрации кислорода в воздухе и др.поможет ребятам при изучении химических и физических процессов в полевых условиях.

Традиционно исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях занимаются обучающиеся старших классов, в нашем учебном заведении имеется опыт исследовательской деятельности  обучающимися среднего и старшего звена. 

Включение гимназистов 6-9 ( 2 ступень обучения) классов в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется путем последовательного усложнения учебно-исследовательских задач и признание ценности совместного опыта. У ребят продолжает развиваться информационная компетентность, они учатся  анализировать, отбирать и систематизировать информацию. На 3 ступени обучения  в центре внимания становиться обогащение исследовательского опыта путем  дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики этапов исследования и развитие исследовательских навыков. Свои индивидуальные исследования гимназисты  выполняют в предпочитаемой области знаний.

Внеурочная деятельность гимназистов старшей ступени включает разработку плана самостоятельного исследования, наблюдение, анкетирование, эксперимент, домашние исследования, публичное представление работ на научно-практических конференциях различного уровня, участие в исследовательских экспедициях.